Из опыта работы
ПОЛИТУЧЁБА В АЛТАЙСКОЙ КРАЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СКМ РФ
Политучёбе в Алтайской краевой организации СКМ РФ уделяется особое внимание, она является одним из важнейших направлений работы организации, её районных и городских комитетов
Классики марксизмаВопрос о необходимости целенаправленного овладевания комсомольцами марксистской теории назрел с самого момента воссоздания краевой комсомольской организации. Очень бурно он обсуждался на IV краевой конференции АКСМ. Регулярная политучёба введена в практику краевой комсомольской организации осенью 1998 года постановлением II пленума краевого комитета АКСМ. Выполнявший тогда обязанности первого секретаря Алткрайкома Андрей Демидов составил небольшой план политзанятий, предусматривавший, наряду с капитальным изучением произведений классиков марксизма (таких как "Манифест коммунистической партии", "Анти-Дюринг", "Государство и революция"), подробное знакомство комсомольцев с лучшими образцами художественной литературы. Опробована данная схема политучёбы в наиболее полном варианте была на умах Барнаульских комсомольцев. Каждое воскресение актив Барнаульской организации АКСМ собирался в Коммунистическом Бункере на проспекте Строителей и до хрипоты спорил над такими казалось бы отвлечёнными вопросами как "Социальная база диктатуры пролетариата в современных условиях", или "Коммунистическое общество - недостижимая утопия или будущее человечества" (за точку опоры бралась книга Ивана Ефремова "Туманность Андромеды").

План политзанятий был принят V краевой конференцией АКСМ 14 февраля 1999 года, на состоявшейся тогда же Краевой Зимней школе комсомольского актива Н. Чуваев сделал доклад о формах и методах проведения политучёбы

На собрании Барнаульской городской организации посещение политзанятий решено было сделать обязательным для всех комсомольцев. Кроме того, был установлен зачёт, не сдав которого комсомолец не имел права занять ответственные должности в организации. Впрочем, лица, бесперебойно посещавшие политзанятия, зачёт получили автоматически.

Первые опыты дали свои результаты. Разбежались лентяи, карьеристы и случайно примазавшиеся к организации элементы. Во время работы II краевого летнего лагеря АКСМ (август 1999 года, с. Солонешное) некто Юрий Проскурин, разжалованный из вторых секретарей Барнаульского горкома за несдачу политзачёта, жаловался по этому поводу случайно оказавшейся поблизости Вике Королёвой (секретарь ЦК СКМ РФ), но даже та ничем не могла помочь! (Кстати, Юра Проскурин потом плюнул на комсомол и устроился работать пресс-секретарём в Алтайскую контору Газпрома. А недавно мы могли наблюдать на страницах "Алтайской правды" физиономию Юры рядом с касьяновской репой на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке. Но пусть ренегат знает, что факты из неудавшейся комсомольской биографии ему не удастся скрыть от своих нынешних хозяев!).

Но не всё было так безоблачно. Множество нареканий вызывала методика политзанятий - по справедливому замечанию участников, многие занятия вместо того чтобы будить мысль и подталкивать воображение, навевали зевоту.

Ниже мы приводим материал тов. Чуваева из мартовского (2002 г) "Вестника культурной революции", основанный на опыте политучёбы в Барнаульской организации СКМ РФ
Н. Чуваев
Политучёба для комсомольцев
Н. ЧуваевОсновная задача комсомольской организации - защита социально-экономических интересов рабочей и учащейся молодёжи. Конечная цель нашей борьбы - справедливое, коммунистическое общество. Избежать ошибок на этом пути, за повседневной деятельностью организации видеть стратегические ориентиры нам помогает политучёба.

Прежде всего определимся с термином - политучёба - осознанный процесс формирования у комсомольца коммунистического мировоззрения на основе знакомства с важнейшими принципами марксистской теории, развития умений и навыков, необходимых для достижения программных целей коммунистов. Исходя из чего основную цель политучёбы можно определить так: подготовка активных, сознательных борцов за установление нового справедливого общества - социализма.

Организатор политучёбы. Где есть возможность, организацию политучёбы следует поручить состоящему в рядах комсомола молодому преподавателю. Также в этой роли может выступить комсомолец - студент. Если уж совсем туго с идеологическими кадрами - надо "мобилизовать" наиболее политически грамотных комсомольцев из числа рабочих и школьников. Организатор политучёбы опирается в своей деятельности на идеологический актив из числа комсомольцев, хорошо проявивших себя в политучёбе, взаимодействует с партийной организацией.

Политучёба в комсомольской организации преследует в первую очередь следующие цели:

- Образовательные: сформировать представления об основных принципах марксистской теории, понятиях и закономерностях развития общества; формировать научное, атеистическое мировоззрение комсомольцев.

- Воспитательные: заложить интерес к дальнейшему более глубокому самостоятельному изучению марксистской теории и её применению на практике; воспитывать уважение к человеку труда, формировать стремление к социальной справедливости, патриотические и интернациональные взгляды, убеждённость в правоте нашего дела.

- Развивающие: формировать умения критически относится к информации буржуазных СМИ, учебной литературы; развивать навыки излагать свою точку зрения средствами устной и письменной речи, отстаивать свои взгляды в дискуссии с политическими оппонентами, беседах с несоюзной молодёжью

. Исходя из целей политучёбы мы определяем её содержание. Его можно разделить на три блока: 1) Основы марксистской теории, 2) Опыт мирового рабочего, коммунистического и национально-освободительного движения, 3) Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране и мире.

С чего начать. С самого простого - с политинформации. На важность политинформации как формы идеологической работы указывается в постановлении III пленума краевого комитета СКМ РФ (см. "Вестник революции" за декабрь 2001 г.). Хорошо зарекомендовал себя опыт Барнаульской городской организации. В 1998-1999 гг. политинформации здесь проводились перед каждым еженедельным собранием первичной организации. Комсомольцы по очереди (каждую неделю это поручалось новому товарищу) готовили небольшие (на 5-7 минут) устные сообщения о социально-экономической и политической ситуации в стране, крае, городе. Такие выступления активно обсуждались, политинформация позволила городской комсомольской организации лучше учитывать в своей работе реальную обстановку в стране, городе, крае. Кроме того, сложился тот самый идеологический актив - ребята, которые интересуются политикой и хорошо разбираются в ней, готовы помочь в этом другим. Во вновь созданных комсомольских организациях идеологическую работу и политучёбу также следует начинать с политинформации. Затем уже политучёба развивается в сторону других форм.

Материальное обеспечение политучёбы. Необходимо помещение - желательно оборудованное столами (чтобы можно было в ходе занятий записывать, конспектировать), доской, на которой можно повесить какие-либо наглядные пособия, графически проиллюстрировать какое-либо теоретическое положение. В этом плане очень удачно будет договориться со школой, ПТУ, другим учебным заведением о предоставлении раз в неделю учебного кабинета. Другая важная составляющая - литература (материал об организации комсомольской библиотеки см. в декабрьском "Вестнике революции" за 2001 г.).

Если зашла речь о литературе, надо признать - к сожалению, сегодня нет современных учебников, справочников, доступным языком излагающих основы марксистской теории. В некоторых случаях можно использовать учебники марксистского обществознания, основ политических знаний, выпущенных в Советское время. Опыт показывает, что попав в руки к 13-14 летнему товарищу, такой учебник может сделать в его голове настоящую революцию. Другой удачный вариант - обратится к некоторым основополагающим трудам признанных классиков: К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии.

Ф. Энгельс. Принципы коммунизма.

Ленин В.И. Три источника, три составные части марксизма.

Ленин В.И. Карл Маркс.

Классики адресовали эти произведения в первую очередь рабочим, желавшим самостоятельно освоить основы революционной теории, писали их доступным языком.

Воспитательные и образовательные цели реализует включение в содержание комсомольской политучёбы изучения художественной и биографической литературы. Биографическая литература позволяет через призму исторических событий, биографий выдающихся исторических личностей, их поступков раскрывать основные законы общественного развития, идеи, принципы революционного и рабочего, коммунистического движения. Но школьнику гораздо интереснее познакомиться с идеями и принципами коммунистов не непосредственно обращаясь к многотомным собраниям сочинений классиков, а через интересные факты из биографии этих людей, их образы в художественной и биографической литературе. Перечислим лишь некоторых борцов прошлого и современности, чей пример без сомнения вдохновит комсомольцев: Спартак, М. Робеспьер, С. Разин, Е. Пугачёв, А. Радищев, декабристы П. Пестель и К. Рылеев; В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.Г. Чернышевский, народовольцы В.И. Засулич, А. Ульянов, Н.И. Кибальчич; Г.В Плеханов, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, Мао Цзе Дун, А. Грамши, Э. Тельман, Г.Димитров, Э. Че Гевара, Ф. Кастро, С. Альенде, А. Оджалан. Художественная литература решает те же задачи, а также способствует повышению общего культурного, нравственного уровня комсомольцев. Комсомольцам следует знать, например, следующие произведения: Радищев А. Путешествие из Петербурга в Москву; Гюго В. Отверженные; Чернышевский Н.Г. Что делать?; Горький М. Мать. На дне. Детство. В людях. Мои университеты; Фурманов Д. Чапаев. Мятеж; Островский Н. Как закалялась сталь; Фадеев А. Молодая гвардия; Ефремов И. Туманность Андромеды. Час быка; Маркес Г.Г. Сто лет одиночества; Шолохов М. Поднятая целина. Донские рассказы. Амаду Ж. Генералы песчаных карьеров (конечно же, этот список далеко не исчерпывающий).

При подготовке занятий следует ориентироваться на такие их методические формы, которые позволяют в ходе занятия максимально задействовать всех комсомольцев. Надо стараться исключать монологические формы - такие, как лекции и чтение докладов, рефератов по какой-либо теме. Занятия следует строить в диалоговой форме. Это могут быть:

- обсуждение ранее прочитанных книг;

- беседы и дискуссии;

- деловые, ролевые игры;

Обсуждение ранее прочитанных книг, безусловно, проводится преимущественно при изучении художественной и биографической литературы. При подготовке такого занятия, посвященного какой - либо конкретной книге, руководителю политучёбы с помощью идеологического актива необходимо выделить вопросы, вокруг которых будет строиться беседа. Например, при обсуждении книги И. Ефремова "Туманность Андромеды" такими вопросами могут быть:

1. Коммунизм - недостижимая утопия или будущее человечества?

2. Может ли человек будущего служить примером для коммуниста сегодняшнего дня?

Дискуссии хорошо зарекомендовали себя при изучении основ марксистской теории.

Деловую игру можно применить, например, при изучении Программы коммунистической партии. В ходе занятия можно представить, что партия пришла к власти, а присутствующие комсомольцы заняли должности в народном правительстве. Как они будут выполнять эту программу в жизнь? С какими трудностями столкнуться? Понятное дело, что выяснить это в ходе ролевой игры гораздо интереснее, чем прослушать лекцию на данную тему.

Очень успешными будут и такие формы политзанятий, как экскурсии к памятным местам, связанным с событиями Революции, Гражданской войны вашего района (города) - при условии, что они будут сопровождаться рассказом об этих событиях. Встречи с активистами рабочих, профсоюзных организаций, депутатами - коммунистами районного (городского) или краевого представительного органа помогут лучше понять социально-экономическую и политическую ситуацию в вашей местности, чётче определить задачи вашей комсомольской организации.

Следует продумать систему поощрения комсомольцев, активно участвующих в политзанятиях и самостоятельно стремящихся поднять свой идейно-теоретический уровень. Это в первую очередь различные формы морального поощрения комсомольцев. Районный (городской) комитет комсомола по итогам очередного учебного года может объявить благодарность наиболее активным комсомольцам, передать сведения о таких комсомольцах в краевой комитет для награждения Почётной Грамотой крайкома СКМ РФ, направить на учёбу на очередную краевую школу комсомольского актива. Рассматривая кандидатуры для участия в летнем лагере, других краевых комсомольских мероприятий, следуе учитывать и такой критерий, как добросовестное отношение к политучёбе.

Меры наказания комсомольцев, игнорирующих или пропускающих политзанятия известны. Это различного рода моральные порицания (объявление выговора на комсомольском собрании, в самых тяжелых случаях - исключение из организации). Но прежде, конечно же надо разобраться с причинами каждого конкретного случая, по которому комсомолец не посещает политзанятия.

В заключение следует сказать, что организация политучёбы в комсомольских организациях должна быть в центре внимания всех районных и городских комитетов комсомола, а сама практика политучбы должна постоянно совершенствоваться.

Смотри также Молодёжный дискуссионный клуб

Hosted by uCoz